Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бетюнская средняя общеобразовательная школа им. Н.Е. Иванова»

Версия для слабовидящих
 

СУДОМОДЕЛИЗМ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА

21 мая 2019 г.

Судомоделирование – одно из самых трогательных и зрелищных хобби – это спорт, наука, искусство и… тяжелое ремесло.

Судомодельный спорт – это вид технического спорта, включающий как постройку моделей кораблей и судов, так и участие в соревнованиях. Как вид технического спорта судомоделизм сформировался в начале ХХ века. Сейчас модели кораблей и судов строят по всему земному шару. Каждый год проходят десятки европейских и международных состязаний. Кроме этого, модели как памятники истории, техники и искусства занимают почетные места в музеях мира и представительствах судоходных и судостроительных компаний.

 Судомоделизм многогранен. Инженеру он помогает оценить правильность новой технической идеи, а школьнику – попробовать свои силы в конструировании. Строя модели, дети приобретают различные знания и навыки. Проектирование и постройка модели знакомят с военно­морским делом, судостроением, основами математики и физики, черчения и геометрии. В процессе моделирования дети знакомятся с инструментами, материалами и станочным оборудованием, изготавливают действующие модели судов различного класса и назначения, проводят ходовые испытания моделей. Знания, умения и навыки, приобретенные в процессе судомоделирования, в сочетании с аккуратностью и настойчивостью способствуют гармоничному развитию и воспитанию творческой личности.

Каждый ребенок, осознав свое желание построить первую модель технического объекта, хочет, чтобы она была действующей. Второе желание – показать эти качества модели другим людям и сравнить качества разных моделей. Тем самым ребенок оказывается вовлеченным в процесс спортивно­технического моделирования. Первоначально увлечение спортивно­техническим моделированием является для ребенка новой игрой, которая в дальнейшем приводит к изучению достижений техники и познанию истории человечества. Особое развитие творческой мысли ребенок получает при изготовлении действующих моделей технических объектов. Для того, чтобы модель управлялась или держалась на курсе не хуже прототипа, нужно, хотя бы в доступном школьнику виде, знать и применять законы гидро­ и аэродинамики. Участие в соревнованиях требует от ребенка не только высокого мастерства изготовления модели, но и большого эмоционального напряжения, связанного с физическими и психологическими нагрузками. Однако именно такая интересная и сложная игра больше всего и захватывает ребенка. Часто многое в жизни начинается с детской забавы, а со временем перерастает в увлечение на долгие годы. При этом судомоделизм, являясь одним из направлений спортивно­технического моделирования, служит как развитию индивидуальных творческих способностей детей, так и популяризации технического творчества.

Актуальность занятий судомоделизмом со школьниками обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения. Судомоделирование способствует практическому усвоению школьных программ по математике, физике, химии и черчению. Судомодельный спорт компенсирует у учащихся пробелы в физической и психологической подготовке. В образовательном процессе в органическом единстве у детей развиваются элементы технологической и проектной культуры как важные составляющие культуры современного человека. Во время занятий учащиеся получают знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят им самим планировать и осуществлять трудовую деятельность. Важная роль отводится патриотическому воспитанию.

В конечном итоге целью занятий со школьниками является развитие личностного потенциала, творческих способностей и индивидуальных дарований детей. В процессе достижения данной цели решаются следующие основные задачи:

  • Образовательные задачи
  • Развивающие задачи
  • Воспитательные задачи

Отличительной особенностью работы судомодельной является направленность образовательного процесса на формирование у учащихся элементов проектной и технологической культуры. Целенаправленная и системная работа в судомодельной лаборатории прививает юным кораблестроителям целеустремленность, внимательность, самообладание, развивает творческое конструкторское мышление, помогает овладеть различными навыками труда. В сферу деятельности входят элементы школьных дисциплин, но не повторяя, а дополняя и расширяя те знания, которые учащиеся получают в школе. В лаборатории занимаются дети различного уровня подготовленности и общительности. Создание атмосферы творческого поиска, развитие творческой активности и способности самостоятельно решать поставленные перед собой задачи является основой работы со школьниками. В целях развития творческой активности и самостоятельности на занятиях предлагается решать небольшие познавательные задачи, связанные со способами изготовления и сборки деталей. Так как в процессе спортивно­технического моделирования ребенок использует разнообразные материалы, инструмент, приспособления, то при выполнении творческих работ раскрываются и развиваются индивидуальные способности каждого учащегося в конструкции, художественном и технологическом исполнении моделей.

Обучение идет не только по схеме педагог – учащийся, но и учащийся – учащийся. Как показала практика, такого рода общение между учащимися способствует лучшему усвоению знаний. Развитие наставничества является не только коммуникативным направлением в воспитании, но и возможностью расширять и углублять свои знания в изучаемом деле.

Наставничество старших над младшими и оказание им практической помощи на занятиях и в организации соревнований способствуют формированию доброжелательных отношений в коллективе.

Работа со школьниками строится с учетом личностных потребностей учащихся в познавательной и преобразовательной творческой технической деятельности. Объекты проектирования, моделирования и конструирования подбираются исходя из интересов учащихся, поощряется поиск новых нестандартных решений, проявления изобретательности у учащихся. При организации работы учитываются и психологические особенности детей, их темперамент. У некоторых вера в себя достаточно развита, у других ее нужно формировать и воспитывать. Эта черта характера развивается по мере получения положительных результатов. Помогая детям выполнять поставленные задачи, занимаясь совместным творчеством, создавая новые разработки, педагог тем самым стимулирует творческую активность учащихся.

Снижению возраста начинающих судомоделистов способствует желание детей расширить кругозор, попробовать себя в различных видах деятельности, заполнить свободное от школы время и поиск интересного дела. Кроме того, родители через учреждение дополнительного образования хотят привить своим детям такие качества, как самостоятельность, усидчивость, способность решать творческие задачи и т. п.

Обучение в судомодельной лаборатории предполагает постепенное расширение и углубление знаний в области технического проектирования, конструирования и технологии обработки конструкционных материалов. Создание ситуаций необходимости применения теоретических знаний, полученных в школе на уроках физики, математики, химии, черчения, на практических занятиях в лаборатории способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. В процессе работы над моделями, ходовых испытаний и участия в соревнованиях учащиеся знакомятся с историей судостроения, изучают жизнь и деятельность выдающихся ученых и конструкторов, достижения и перспективы развития судостроения. Характерной особенностью завершающего этапа обучения в судомодельной лаборатории является профессиональная ориентация учащихся на поступление в специализированный вуз и последующую работу в области судостроения.

Наверх